среда, 6 февраля 2013 г.

метод обучения " мудрые совы

2,06 Mb.страница6/6Дата конвертации18.10.2011Размер2,06 Mb.Тип ... Смотрите также:           6 Тема 6. Основные педагогические концепции В современной системе образования приоритетной задачей является личностное развитие учащихся на основе формирования учебной деятельности. На сегодняшний день имеет место широкое внедрение вариативных систем образования, реализующих идеи развивающего обучения, каждая из которых требует отдельного рассмотрения. Для объективного анализа различных педагогических концепций разработана единая схема, включающая в себя следующие элементы образовательного процесса: дидактические принципы, цели обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, особенности взаимодействия учителя и учащихся, выявление результативности обучения. Схема 56. Схема анализа педагогических концепций Ассоциативная концепция (традиционное обучение) Исторически первая психологическая концепция обучнеия ассоциативная. Ее корни уходят еще к Аристотелевской теории познания. Основная идея этой концепции: все познание начинается с ощущений и сводится к комбинациям ощущений. Ощущения материал, из которого извлекаются и строятся все знания. Восприятия образуются из соединения ощущений, представления из соединения восприятий, идеи из соединения представлений. Соответственно, цель развития детей сводится к накоплению новых ощущении, восприятий, представлений, идей, знаний и связыванию их с уже имеющимися, а также друг с другом. Уже три столетия тому назад великий чешский педагог Ян Амос Коменский сформулировал эту концепцию в следующих словах: «Начало познания безусловно исходит из чувств (ибо ничего не существует в познании, чего раньше не было бы в ощущениях), поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения». Еще один закон, сформулированный Коменским: «...все, имеющее связь, надо преподавать в связи», также имеет сове отражение в ассоциативной концепции. Основные условия, при которых образуются такие связи, следующие: ^ 1. Первенство впечатления предыдущее «впечатление» (ощущение, понятие, представление и т.д.) легче всего связывается с тем, которое первым возникает после него, т.е. сейчас же следует за ним. 2. Интенсивность из нескольких одновременных впечатлений выделяется и легче всего вступает в связь с прошлым опытом то, которое интенсивнее, т.е. ярче, сильнее, отчетливее, больше привлекает внимание. 3. Частота быстрее формируется и прочнее закрепляется та связь, которая чаще повторяется в опыте учащегося. 4. Свежесть легче закрепляется та связь, которая более свежа, т.е. ее элементы недавно встречались в опыте ученика. Т.о. учитель должен обеспечивать, чтобы новые понятия, элементы опыта ученика с самого начала четко выделялись, живо воспринимались и правильно связывались с элементами его старого опыта; чтобы эти нужные сочетания достаточно часто повторялись; чтобы старые знания, с которыми связывается новый опыт, были еще свежи в памяти ученика. ^ Дидактические принципы 1) Принцип наглядности; 2) Принцип систематичности и последовательности; 3) Принцип доступности, посильности; 4) Принцип прочности. ^ Цель обучения Основная цель формирование прочных предметных знаний, умений и навыков. Развитие личности при этом отождествляется с результатами обучения. Учитель действует по принципу «Учу значит развиваю». Т.о., развитие учащихся в рамках такой системы образования выступает, с одной стороны, как важнейшая предпосылка успешности обучения, а с другой стороны, как желательный, но непредсказуемый результат. ^ Содержание обучения Основу содержания составляет информация, превращаемая в знания путем запоминания, а также способы решения тип

Учебное пособие Нижний Новгород 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо нглу. Специальност и: Менеджмент организации

Тема 6. Основные педагогические концепции - Учебное пособие Нижний Новгород 2010 Печатается по решению редакционно-издательского...

Комментариев нет:

Отправить комментарий